Как самому изготовить стабилизатор тока для светодиодов: схемы
Как самому изготовить стабилизатор тока для светодиодов: схемы
Иногда у автолюбителей появляется необходимость ограничить ток заряда АКБ, проверить тот или иной источник питания или пропустить напряжение через диоды. Чтобы осуществить одну из этих задач, есть смысл применить стабилизатор тока для светодиодов своими руками. Подробнее о том, какие существуют схемы для разработки данного девайса, вы узнаете ниже.
Простой стабилизатор для светодиодов своими руками
Ни для кого не секрет что светодиодные лампочки , использующиеся в автомобиле, а так же большинство светодиодных лент рассчитано на постоянное напряжение в 12 вольт. А так же все знают что напряжение в бортовой сети может превышать 15 вольт, что для чувствительных светодиодов может быть губительно. Следствием резких скачков напряжения светодиоды могут выходить из строя (мигать, терять в яркости или что чаще просто перегорать).
С данной проблемой бороться можно и даже нужно, тем более особых знаний и затрат это не требует. Как вы наверное уже догадались, для борьбы с высоким (для светодиодов) напряжением необходимо приобрести и изготовить стабилизатор напряжения. Стабилизатор на 12 вольт можно без особого труда найти в любом магазине радиодеталей. Маркировка может быть разной, я брал КРЕН 8Б (15 рублей) и диод 1N4007 (1 рубль). Диод необходим для предотвращения переполюсовки и впаивать его нужно на вход стабилизатора.
Схема подключения
Заготовочки
Начал подключение стабилизаторов на подсветку ног (у меня уже было сделано). Как видно на картинке напряжение в бортовой сети с выключенным зажиганием (напряжение аккумулятора) составляет 12.24 вольта что для светодиодной ленты не страшно, а вот напряжение в бортовой сети с заведённым двигателем составляет угрожающие (для светодиодов) 14.44 вольта. Далее видим что стабилизатор со своей задачей справляется на отлично и выдаёт на выходе напряжение никогда не превышающее 12 вольт, что не может не радовать.
Единичный пример, в любых других эл. цепях ситуация аналогична
Схема подключения
Правая передняя дверь
Светодиодная подсветка все глубже внедряется в нашу жизнь. Капризные лампочки выходят из строя и красота сразу меркнет. И все потому, что светодиоды не могут работать просто от включения в электросеть. Они обязательно подключаются через стабилизаторы (драйверы). Последние препятствуют перепадам напряжения, выходу из строя компонентов, перегреву и т. п. Об этом и о том, как собрать простую схему своими руками, и пойдёт речь в статье.
Как подобрать светодиоды в автомобиль
High Power светодиоды – одни из самых дорогих на данный момент, светодиоды повышенной мощности от 1 до 5W ( не для авто есть и больше), отличаются высокой светоотдачей, до 200 lumen(5W). Количество кристаллов, от 1 до 6. Встречаются модели, где главным выступает высокомощный чип, а его окружает светодиоды типа 1210 SMD или 5050 SMD.
Брендовые сверхмощные чипы типа Cree дают еще больше света, но гораздо дороже и встречаются только в брендовых продуктах.
Super bright SMD светодиоды – самые популярные светодиоды, зачастую на чипе 5050 (есть еще чипы 1210, 3528, более худших характеристик), по соотношению цена/качество, мы рекомендуем приобретать лампы именно на этих светодиодах. Чипы 1210, 3528 отличаются более низким показателями светоизлучения и низкой ценой, зато их количество на лампе, как правило — больше. Поэтому лампа на 27 SMD на чипе 1210 по световой яркости может быть индентична 13 SMD на чипе 5050. Также внимательно посмотрите, какое количество кристаллов находится на одном светодиоде (серые/черные точки). Чем больше количество точек, тем сильнее будет светить светодиод. Самые распространенные – 2 или 3 кристалла на одном светодиоде.
Super Flux, High flux (пиранья) – недорогие светодиоды, но с небольшими оптическими характеристиками и яркостью. Продолжают использоваться при производстве автомобильных ламп, отличаются невысокой ценой и большим количеством диодов на лампе в прозрачном корпусе (линзы).
Конечно, перечислены не все типы светодиодов , а лишь самые популярные, которые активно используются при производстве автоламп.
В настоящий момент производители светодиодов для авто пробуют использовать в лампах чипы cree и luxeon (USA) или любые другие супер мощные чипы, которые обеспечивают более мощный световой поток и угол рассеивания, но в то же время сильнее нагреваются. Цена на них существенно выше, обычно это брендовые изделия (посмотреть в каталоге).
- каждый чип типа High Power дает примерно 20-35 lumen яркости (3 кристалла)
- каждый чип 5050 SMD дает примерно 10-15 lumen яркости (3 кристалла)
- каждый чип 1210, 3528 SMD дает примерно 7 lumen яркости
- каждый чип типа пиранья дает примерно 4 lumen яркости
У продукции на светодиодах типа High Power 1W=20-35 lumen, при этом, как правило, 1.5W дает 3 кристалла на чипе типа high power, каждый кристалл по 0.5W.
- 5W High Power LED лампа – по яркости сравнима с лампами накаливания на 20W
- 10W High Power LED лампа – по яркости сравнима с лампами накаливания на 50W
- 18W High Power LED лампа – по яркости сравнима с лампами накаливания на 100W
Температура свечения у диодов для авто обычно составляет:
- 6000k-6500k (cool white, холодный белый) — наиболее распространенная температура свечения
- 3000k-3500k (warm white, теплый белый) — иногда попадаются в продаже, но редко
- 4200k-5000k (natural white, нейтральный) — иногда попадаются в продаже
Для правильного подбора светодиодных автоламп, используйте следующие источники информации (на англ. языке), просто выберите год, марку и модель вашего автомобиля, далее смотрите маркировки лампы в каталоге и сравнивайте с указанной таблицей внизу. В любом случае, в нашем интернет-магазине все рубрики пронумерованы и европейскими номерами и маркировками цоколя, поэтому вы без труда найдете необходимую вам лампу:
Если вы не можете подобрать подходящие маркировки, вытащите лампу накаливания и посмотрите маркировку или форму вручную. Также вы можете воспользоваться индивидуальным подбором размеров автоламп для вашего автомобиля в рамках персонального отчета по световому тюнингу.
Светодиоды для освещения салона автомобиля
Для освещения салона, багажника, бардачка, подсветки номерного знака зачастую используются светодиоды типа festoon (цоколь SV8,5, маркировка 3175/C5W/C10W), хотя в некоторых автомобилях могут также использоваться и T10, например, в штурманском свете.
Обычные размеры для светодиодов такого типа 31, 36, 39 и 42 мм в длину. По ширине они могут быть разного размера, в том числе и очень широкие. Поэтому при подборе лампы внимательно замерьте длину ваших стандартных ламп и ширину возможной вставки светодиода в канал установки.
alt=»Светодидодная матрица» width=»100″ height=»100″ />Существуют также целые матрицы (панели), обладающие совсем нестандартными размерами, но за счет большего количества светодиодов работающие очень ярко.
Часть их используют при освещении салона минивенов в заднем пассажирском плафоне или для освещения багажника. При этом сама матрица присоединена к стандартной лампе типа festoon, поэтому в любом случае поместить ее в штатное место и подключить матрицу в ограниченном пространстве не составит труда.
Светодиоды для передних габаритов
В качестве замены передних габаритных ламп W5W используют светодиодные бесконтактные лампы, маркировка которых начинается с T10, либо цоколь BA9S.
Поскольку они находится в непосредственной близости от лампы головного света. От этого происходит нагрев, кристаллы светодиода не выдерживают и выходят из строя. Для защиты светодиода от перегрева некоторые модели ламп оснащают стабилизатором тока, который предотвращает увеличение проходящего тока через кристалл при повышении температуры. Стоить понимать, что светодиоды со встроенным стабилизатором достаточно дорогие, но и прослужат вам намного дольше.
Светодиоды для задних габаритов и стоп-сигнала
Во многих машинах используются совмещенные лампы габариты-стоп сигналы, это двухконтактные лампы (цоколь BAY15D, номер 1157). На некоторых автомобилях на «СТОП» сигнале может устанавливаться цокольная одноконтактная лампа с цоколем BA15S (номер 1156).
На автомобилях японского производства и некоторых американских в качестве стоп сигнала или стоп/габарит могут устанавливаться бесконтактные лампы:
- W21W (номер 7440) — одноконтактная
- W21/5W (номер 7443) — двухконтактная
Светодиоды для заднего хода
Тут все достаточно просто, обычно используются лампы с цоколем типа BA15S (номер 1156), одноконтактные. Учтите, что светодиодная лампа должна быть не направленная (точечная), а рассеивающая, иначе в темноте у вас сзади будут просто два слепящих пятна.
Светодиоды для поворотников
В передних и задних фарах автомобилей в качестве лампы указателей поворотов применяют одноконтактные лампы P21W с цоколем BA15S (1156). В автомобилях с прозрачной оптикой задних фонарей устанавливают одноконтактные цокольные лампы с желтым стеклом и цоколем BAU15S, BAY15D (номер 1157), а в повторителях поворотов устанавливаются лампы WY5W (T10).
Для некоторых японских и американских автомобилей в повороты устанавливается безцокольная лампа W21W (номер 7440).
Реле и резисторы для предотвращения побочных эффектов
При использовании светодиодов возможны побочные эффекты, такие как частое моргание (особенно у поворотников) или предупреждения электроники автомобиля о сгоревшей лампе (но у вас все работает, просто машина думает, что обычная лампа сгорела).
В этом случае стоит попробовать использовать специальное реле Electronic LED Blinker Relay Flasher. Оно бывает с различными разъемами, с 3-мя распиновками, с 2-мя или 5-6-ю или даже 8-ю. Внимательно изучите, какое реле установлено в вашем автомобиле и используется ли оно там вообще, прежде чем приобретать его.
Альтернативным вариантом может служить специальный резистор, который непосредственно устанавливается на подключенный светодиод. Учтите, что обычно один резистор рассчитан на одну светодиодную лампу, при этом, самыми популярными резисторами являются:
- 25 Ohm, 25W резисторы рассчитаны на небольшие элементы, обычно на корпусные поворотники
- 3 Ohm 50W резисторы уже можно применять к поворотникам, расположенным спереди и сзади, 2 резистора может использоваться сразу для 4-х ламп
- 6 Ohm 50W такие рассчитаны на поворотные сигналы спереди и сзади, но только пара резисторов рассчитана на 2 лампы
Учтите, что резисторы очень сильно греются, поэтому их нельзя устанавливать на пластик или на элементы, которые легко подвергаются высокому температурному воздействию, используйте специальные металлические пластины как прокладку для крепления на пластиковых деталях автомобиля.
Характеристики Светодиодные лампы SHO-ME 4320 CREE 20W в стоп сигналы
Технические характеристики
Напряжение, В | 12 |
Цоколь | Т20 W21/5W, 7443, (W3x16q) |
В упаковке | 1 шт |
Кол-во светодиодов | 4 |
Световой поток, лм | 1600 лм |
Номинальная мощность, Вт | 20 вт |
Потребляемый ток, мА | 370 мА |
Угол свечения | 360 градусов, КПД до 80%; |
Цвет | белый |
Диапазон рабочих температур | от -24 до +70 градусов С; |
Стабилизатор тока | — |
Срок службы, ч | 30000 |
Размеры (Ш.Д.В.) | — |
Длина | — |
Гарантия производителя | 12 месяцев |
Производство | Китай |
Как убрать мерцание светодиодных ламп в автомобиле
Если led-лампа в машине погасла или начала мигать – она неисправна и нуждается в замене. При установке новой светодиодной лампы, существует ряд методик, выполнение которых поможет избежать подобной поломки в будущем.
Самый лучший способ избежать проблемы с миганием светодиодов – покупка качественно товара известного бренда. Такие устройства оснащаются надежным стабилизатором тока, что исключает возможность поломки. К сожалению, они отличаются очень высокой ценой.
Мерцание — распространенное явление и не является исключением для домашних ламп, узнать почему это происходит, можно прочитав эту статью.
Следующий способ замены светодиода потребует наличия электроизмерительной аппаратуры (например, мультиметр). Зная ток, указанный в паспорте, можно, методом подбора ограничивающего резистора, установить в бортовую сеть автомобиля любой имеющийся в наличии светодиод. Для расчетов воспользуемся законом Ома: I = U/R.
I – ток в Амперах, по паспорту. Для примера примем равным 0,01А.
U – напряжение в бортовой сети. Принимаем равным 14,7 В.
R – сопротивление резистора, который необходимо будет установить.
R = U/I = 14,7 В / 0,01 А = 1470 Ом = 1,47 кОм
Отсюда получаем, что при указанном в паспорте предельном токе 0,01А, резистор с сопротивлением 1,47 кОм будет надежно предохранять светодиод от мигания и поломки. Но, при таком методе, в случае падения напряжения в бортовой сети меньше расчетного, led-лампа будет светить более тускло.
Задний стопсигнал, габарит
В подавляющем большинстве автомашин в задние фонари габарита и стоп сигнала устанавливаются цокольные с двумя контактами устройства. Коды цоколя BAY15D или 1157. Существует несколько серий двух контактных ламп. В 14HP свет излучают 14 монокристальных световых диодов. Для долговременной продолжительной работы это самое надёжное решение.
По яркости света лучшая 3x1W. Источником света служат 3 мощнейших 1 Вт светодиода, функционирующих в импульсном режиме от встроенного преобразователя. Серия SF с диодами «пиранья» самая дешёвая. Её преимущества в надёжности, простой конструкции, широком угле свечения светодиодов.
Покупая светодиодную лампу, следует удостовериться, что ваш автомобиль оснащен шиной CAN-BUS. Светодиоды отличаются низким энергопотреблением, что может ввести в управляющий компьютер в заблуждение, и в результате он будет показывать выход ламп из строя. К счастью, можно без проблем купить светодиоды на рынках вашего города, они так же подходят для бесконфликтной работы с шиной CAN-BUS.
Также стоит обратить внимание на то, что покупаемая светодиодная лампа имеет встроенный стабилизатор напряжения. Светодиодные лампы будут потреблять меньше энергии. Существует также возможность покупки отдельного стабилизатора напряжения, монтаж которого обеспечит длительное действие светодиодных ламп.
Так же при использовании светодиодных ламп в ближнем или дальнем свете вы увеличиваете срок службы генератора который вырабатывает электрический ток в вашем автомобиле.
Светодиодные лампы — это уже не будущее освещения, а настоящее. Так что стоит воспользоваться преимуществами, вытекающих из применения светодиодных технологий в автомобиле и заменить часть классических ламп накаливания на экономичные светодиоды.