Gsadryer.ru

Промышленное оборудование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резные элементы в интерьерах

Резьба по дереву (или резное дело) на территории России появилась еще во времена язычества. Огромные идолы и небольшие талисманы с изображением богов и зверей были обязательным условием взаимосвязи наших предков с таинственными силами природы. Со временем, резьба по дереву прочно закрепила свои позиции в деревянном домостроении. Причем некоторые дома в глубинке России до сих пор можно смело называть архитектурными шедеврами русского зодчества. В те далекие времена народные умельцы, используя лишь топор и стамеску, создавали поистине удивительные узоры, напоминавшие ажурное кружево.

Оригинальные деревянные интерьеры воплощают, используя разнообразные техники резьбы.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба представляет собой создание углубленного рисунка на плоском фоне. Характер рисунка и форма выемки в свою очередь определяют разновидность этого метода резьбы, который может быть геометрическим (треугольники, окружности, квадраты), контурным (растительные узоры и фигурки животных) или их сочетанием.

Плоскорельефная резьба может быть как заоваленной, так и резьбой с выбранным фоном.Заоваленная резьба выполняется двугранными, закругленными выемками, причем степень закругленности от центра к краям орнамента может быть разной. Резьба с выбранным фоном по технике исполнения не отличается от заоваленной, только в этом случае фон выбирают, а края орнамента заоваливают.

Рельефная резьба предусматривает подрезку углубленного орнамента, что позволяет получить рельеф разной высоты. Высокий рельеф получил название горельефная резьба, а низкий – барельефная резьба.

Рельефная резьба

Прорезная резьба (ажурная) может быть плоскорельефной и рельефной, но с полным отсутствием фона, то есть сквозной.

Ну и наконец, самая сложная техника работы по дереву – скульптурная резьба, представляет собой объемное изображение, частично или полностью отделенное от фона.

Резные узоры на фасаде дома

Все чаще даже состоятельные граждане предпочитают более дорогим кирпичным строениям дом из бруса или бревна. И это не только дань моде, дерево — уникальный материал с живой энергетикой. Древесина прекрасно удерживает тепло и создает благоприятный микроклимат в помещении. Вместе с деревянными домами постепенно возвращается и интерес к домовой резьбе.

В старину дома украшались резными элементами не только ради эстетики – каждый узор и орнамент имел свой смысл и служил защитой жилища и семьи от бед, нечисти и дурных людей.

Резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, декоративные балясины, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов.

Читайте так же:
Электрика синий провод это плюс или минус

резные украшения домов

Однако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Резной декор для кровли

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой особенно богато:

резные причелины

  1. Конек кровли. На самом верху деревянные дома часто украшаются деревянными элементами в виде скульптур коня, петуха или птицы.
  2. Причелины. Резные карнизные доски, расположенные на торцах бревен, которые удерживают крышу. Такие доски также называют ветровыми, они не только являются декоративным украшением фронтона, но и закрывают торцы бревен от осадков. Резьба для причелин может быть ажурной или рельефной по дереву. Также нередко используются многослойные элементы, состоящие из нескольких рядов резных досок. Сверху, на месте пересечения причелин, располагается центральный декор, часто это символы солнца, сложные витиеватые узоры или резные розетки и накладки.
  3. Фриз. Резная доска, установленная на карнизе, обычно покрывается симметричным повторяющимся узором, который идентичен или перекликается с рисунком причелин.
  4. Полотенца. Другие названия – сережки, подкрылки. Представляют собой деревянные свесы по бокам карниза. Обычно опускаются ниже основной резной доски фриза и по виду действительно напоминают старинные праздничные полотенца.

Резьба на окнах

Не менее важным элементом украшения домов считаются деревянные резные наличники. С из помощью не только достигается декоративный эффект, но и закрывается щель между оконной коробкой и стеной, а дом лучше защищен от шума и сквозняка.

резьба на окнах

Резное оформление окон в старину также имело огромное защитное значение, ведь именно через окна и двери нечистая сила можно проникнуть в дом. Резные обереги со временем превращались в красивейшие орнаменты, которые дошли и до нас.

Резной наличник мог иметь достаточно простую конструкцию и состоять из трех, реже четырех досок, на которые наносился несложный повторяющийся узор или орнамент. Более сложное и декоративное обрамление окна включало различные элементы, многослойные резные накладки и детали:

    Кокошник – резное украшение в верхней части окна, содержит больше всего декоративных элементов. Кокошник немного выступает от фасада и снабжается резным подзором, который защищает окно от осадков;

Техника выполнения домовой резьбы

Стили и техники домовой резьбы соединили в себе множество школ, направлений и способов наносить резной орнамент. Деревянные украшения домов могут быть выполнены следующими способами:

Читайте так же:
Умная розетка с дистанционным управлением андроид

эскизы узоров

  1. Глухая рельефная. Рисунки и узоры данной техники имеют высокий рельеф и сплошной фон. Это могут быть простые геометрические орнаменты, растительные мотивы или целые картины и композиции. Глухой рельефный узор чаще всего можно увидеть на створках окон и наличниках, его наносят на торцевые и карнизные доски.
  2. Прорезная ажурная. Также имеет другие названия — кружевная, пропильная или сквозная. Очень эффектная и распространенная техника резьбы. Она требует минимум инструментов, знаний и времени. Нанесенный на доски узор выпиливается насквозь лобзиком, пилой, резьба ручным фрезером.

Какую древесину использовать для домовой резьбы

Самой распространенной, а в северо-западных регионах лучшей, считается сосна. Достаточно прочная и удобная в обработке она хорошо подходит для изготовления резных украшений для фасада дома.

резные элементы

Неокрашенная сосна со временем становится светло-желтой, почти медовой. Осина со стародавних времен ценилась как хороший поделочный материал. Она имеет мягкую податливую структуру, слабо усыхает, устойчива к растрескиванию. С возрастом осиновые деревянные украшения приобретают серый стальной блеск, который можно принять за металл.

Пластична, мягка и очень удобна для резьбы липа. Ровная светлая древесина липы однородна и хорошо подходит для рельефной резьбы. Однако мягкость и пористость волокон делают липу недолговечной и требовательной к уходу.

Резной кокошник

Дуб очень прочный и долговечный материал, но он очень дорог и труден обработке из-за жесткой и плотной древесины. Лиственница также прочный и твердый сорт древесины, но для изготовления резных украшений использует редко, так как липа легко раскалывается.

Когда мастерская – весь Рыбинск

Восстановлением старинного лепного декора занимается лепщик-реставратор из Рыбинска Александр Сибильков. Заглянем к нему в мастерскую.

Дом с пилястрами

Дом Сибильковых в частном секторе легко узнать по лепным пилястрам. Во дворе – двухэтажная мастерская. Здесь прохладно, пыльно и пахнет влажным гипсом. Одну из стен первого этажа занимают лепные маски, модульоны, розетки, орнаменты и другие элементы декора. Застывшие лица женщин и херувимов смотрят, словно живые. Некоторые из них помнят руки мастеров 18 века.

— Пойдемте на второй этаж, — приглашает Александр.

Поднимаемся по лестнице, нос щекочет резкий запах лака. Словно леденцы, поблескивая глянцевыми боками, на столах сохнут резные деревянные скамейки.

— Это для Сретенского храма, один из последних заказов, — поясняет мастер. – Основная моя работа – резьба. Параллельно занимаюсь лепкой.

Для церквей Александр делает резные иконостасы, киоты, аналои, лавки, для частных заказчиков – панно, скульптуры из дерева. Еще он, единственный в Рыбинске, реставрирует антикварную мебель, возвращает к жизни вековые столики, стулья, кресла, буфеты в стиле ампир и не только.

— С деревом работать интереснее, можно проявить фантазию, но и возиться дольше, сложнее. Отрезал лишнее – уже не приставишь обратно, — рассказывает Сибильков. — Лепнина близка к дереву – декоративный эффект тот же, только дешевле. Огрехи легко исправить. Правда, когда речь идет о реставрации, я уже не могу добавлять что-то авторское, потому что воссоздаю оригинал, задуманный 100-150 лет назад.

Мастерская – весь город

Сибильков – выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища им. Васнецова. Перед тем как поступить на отделение художественной обработки дерева, камня и кости, окончил рыбинскую художку.

В Рыбинск вернулся уже после армии, устроился лепщиком на реставрационный участок. Первым его объектом стало старое каменное строение – Казанский храм, возведенный в 17 веке.

С тех пор мастерская Сибилькова – это весь город. Александр восстанавливал лепнину многих известных рыбинских памятников архитектуры: церкви Сретения Господня, Спасо-Преображенского собора, купеческих особняков Тюменева, Наумова, Старой и Новой хлебных бирж, музея Мологского края и других. Были и новоделы: кафе «Стейк», «Сэ Шер».

Редкого специалиста привлекали на реставрацию Опочининской библиотеки в Мышкине и Толгского монастыря. Тогда полгода Александр прожил в келье.

Исторических зданий Рыбинска, где не довелось поработать Сибилькову, – единицы. Почти вся лепнина прошла через его руки. Один из самых крупных объектов – Спасо-Преображенский собор, реставрация которого растянулась на несколько лет. Воссоздавать пространство специалистам пришлось по единственной сохранившейся фотографии.

— Когда мы увидели проект, ахнули. Ярославский архитектор «вписала» в собор лепнину с усадьбы Наумовых. Пришлось переделывать. С ангелами тоже история. С чего лепить, если не осталось ни одного образца? Посадил перед собой своего шестилетнего сына и слепил с него. Теперь с каждой колонны смотрит мой Алеша, — улыбается мастер.

К тому времени Сибильков уже руководил школой декоративно-прикладного искусства и дизайна на Солнечной. Отработав 12 лет в реставрации, он решил обучать ребят тому, что умеет сам. Школьникам преподавали архитектуру, моделирование, резьбу, керамику. Многие из них продолжили учиться, стали профессионалами.

Школа просуществовала десять лет и закрылась – образ жизни у детей изменился, к прекрасному они стали тянуться меньше, набор в группы резко упал, говорит Александр. Обидно, потому что теперь, когда утраченные ценности нужно возрождать, специалистов днем с огнем не сыщешь.

Молодой Сибильков на реставрации Спасо-Преображенского собора

Витиеватая история

Каждый объект для реставратора – это встреча с тайной.

Когда Сибилькову предложили восстановить лепнину здания на Крестовой, 92, он, не раздумывая, согласился.

Прежде чем взяться за дело, мастер изучает историю здания, собирает информацию.

Коринфские капители, различные вариации рисунков листьев аканта на замковых камнях, сложные композиции растительного орнамента – таким было богатство лепного декора особняка наследников Абрама Щербакова на Крестовой, приспособленного под мужскую гимназию. Все, что осталось от былой роскоши спустя 150 лет, уместилось в 20 небольших ящиках.

Работа по восстановлению гипсового кружева предстоит кропотливая.

Летом реставратор снимал с фасада хрупкие фрагменты роскошного декора, очищал от пыли, грязи. Как выяснилось, до него за полтора века этим никто не занимался, здание только красили.

— Я обнаружил сантиметровый слой краски разных цветов, в том числе зеленого, синего. Попался даже черный – копоть от пожара, которую не потрудились отмыть. Собственно за счет толстого слоя краски лепнина и держалась. Снимаю его, а гипс, как мыло. Все, что можно, восстановлю, за исключением верхнего нависающего карниза с модульонами и розетками – он совсем не сохранился. Множество фрагментов утрачено, например, арочные панно над окнами сохранились лишь наполовину, — с грустью констатирует специалист.

Усложняет задачу реставратора и отсутствие чертежей, есть только фотографии. Александр распечатал снимки фрагментов лепнины в натуральную величину, а затем склеил их в единый эскиз. По нему и работает.

Старую лепнину мастер приводит в модель. Недостающие фрагменты лепит из глины. Затем готовит из специального формопласта гибкую форму, в которой из гипса отливаются новые образцы. Что-то приходится лепить с нуля.

— Попадаются весьма странные элементы. Вот, например, снял с фасада гимназии полцветка. Ни на одной старой фотографии его нет. Полюбуйтесь, какой красивый, но непонятно, почему он единственный и куда его ставить? – недоумевает мастер.

Маска с Толгского монастыря

Сохранять старое – хороший тон

Александр надевает запачканный гипсом фартук, берет в одну руку влажный цветок, в другую — волшебную палочку – резец и легкими движениями отсекает от лепестков все лишнее.

— Главное – воссоздать массу, объем образца, поэтому после высыхания изделие покрывается лаком – он не дает прилипать к резиновой форме и сглаживает неровности и трещинки.

Для создания лепнины используется самый мелкомолотый скульптурный гипс – за ним и другими расходниками приходится ездить в столицу. Но даже качественный современный гипс, по словам Александра, очень уступает тому, что простоял больше века. В подтверждение со стены маленькими глазками «поглядывает» херувим – его слепили в 1740 году, и он довольно неплохо сохранился. На новодел же реставратор дает гарантию 50-60 лет.

На вопрос, каково это — быть причастным к сохранению наследия, видеть плоды своего труда, прогуливаясь по улицам Рыбинска, Александр хвалит собственников зданий, которые решаются на реставрацию, зная, что это долго и дорого:

— Они молодцы! Так красиво, как раньше, сейчас делают мало, поэтому важно беречь то, что осталось. Человек должен жить в красоте.

Предстоящий год для Александра Сибилькова будет насыщенным. Нужно подготовиться к персональным выставкам в Тутаеве и Рыбинске, в них примет участие и супруга-художница Алена. А ближе к осени украсить изящным кружевом мужскую гимназию. Рыбинцы очень ждут.

Херувим, XVIII век

Это очень красиво. У меня вопрос, может кто ответит тут — внутри работы были? Там еще недавно не было ни полов, ни потолков. Здание было аварийным. А сейчас приводят в порядок фасад и даже лепнина уже на подходе. Кто знает?

Огромное спасибо за труд и красоту!

….а внутри то этот дом заново видимо построили?? Или на единственном фасаде, это все, что от этого сооружения оставалось, сейчас решили лепнину установить. Так деньги же наветер.

Стили кессонных потолков

Кессонные потолки представляют собой изысканное архитектурное решение для интерьеров в роскошных дворцовых и лаконичных современных стилях. Классические модели отличают сложные формы ячеек, которые могут быть дополнены инкрустацией, накладной декоративной резьбой, изготовленной вручную или на современном ЧПУ-станке, патиной, массивным декором под золотой или серебряной поталью.

кессонные потолки в стиле неоклассика кессонные потолки в классическом стиле

Современный стиль кессонных потолков сочетает симметричность и четкую геометрию форм, минималистичность и простоту декора. Часто применяются эмали светлых оттенков, различные технологии декорирования – беление, тонирование, искусственное состаривание, браширование. Стильное и функциональное решение для современного исполнения – кессонный потолок с подсветкой, благодаря которой можно регулировать уровень дополнительного освещения в помещении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector